Со Второго зала начинается интерьерно–художественный раздел экспозиции, посвященный искусству конца XVIII – начала ХIХ века.
В основу экспозиции положены литературные источники, публикации специалистов, а также сохранившиеся иконографические материалы по русскому интерьеру.
Представленные в зале интерьерные экспонаты имеют особую ценность, так как позволяют получить наиболее полное представление о культуре прошлого, роисходящих изменениях художественных вкусов, стилей. Мебель, осветительные приборы, фарфор, другие предметы – памятники истории и культуры, не представленные в комплексе, являются обычными вещами, лишенными внутренних связей между собой. И наоборот: только комплексный показ декоративно-прикладного и изобразительного искусства может вернуть вещам их взаимосвязь, показать роль каждой из них в формировании интерьера. Большая часть находящейся во Втором зале мебели датируется началом XIX века, как и в последующих залах. Но есть и кабинетная мебель с резными фигурами лебедей, представляющая особую ценность. Она была изготовлена русскими крепостными мастерами из карельской березы в 1870-х годах. Несмотря на некоторую тяжеловесность, она отличается строгостью и торжественностью.
Мебель из карельской березы имеет богатую историю. Впервые о данной древесине, как о ценном материале, похожем внутренностью на мрамор», упоминал еще в 1766 году «лесной знатель» Фокель, которого Екатерина II направила изучать леса северо-западной части России. Такая «командировка» была связана с поиском альтернативы красному дереву, ввоз которого в страну был временно прекращен по внешнеполитическим причинам – военными походами Наполеона Бонапарта в Италию, его стремлением вступить в военное сражение с русской армией под руководством А.Суворова и установленной 26 ноября 1806 г. континентальной блокады, следствием которой явилось почти полное прекращение торговли экзотическими породами дерева.
Мебельщики не только в России, но и во многих западноевропейских странах были вынуждены обратиться к поискам декоративных возможностей самых обычных, простых и доступных в местных условиях деревьев.
В Западной Европе в отделке мебели стали использовать светлые сорта древесины клена, ясеня, платана, вяза, ильма, береста, тополя, туи, сикамора, апельсинового и лимонного дерева, акации – применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали более естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке мебели.
Однако все эти породы не могли сравниться по своим декоративным качествам с карельской березой, обладавшей необыкновенным разнообразием текстуры и рисунка с маленькими глазками темного тона и богатой палитрой золотистых оттенков – от янтарно-желтых до коричневато-охристых.
В конце 80-х годов XVIII века в имении князя Мещерского П.В. в Курской губернии его крепостные мастера впервые применили данную разновидность березы для изготовления мебели. С этого все началось – «карелка» стала появляться во дворцах, поместьях.
Уже в 1790 году отдельные предметы из карельской березы были отмечены в описях убранства Павловского дворца. Более подробную информацию о развитии "Карелки" в России, можно посмотреть здесь.
Вторая волна популярности мебели из карельской березы пришлась на конец XIX – начало XX столетия, появились новые стили и приемы, а в моду вошло все старинное, элегантное. По праву украшениями зала считаются шесть бра из золоченой бронзы, основания которых в верхней части украшены вазонами с фруктами, в средней – маскароном сатира с закрученными рогами, а в нижней – цветочной гирляндой, в которую вплетены музыкальные инструменты и лента с кистями. Два верхних свечника имеют основание в виде волют, три нижних опираются на головы орлов. В месте соединения нижних боковых свечников с основанием бра – львиные головы.
По красоте, изяществу и изысканности не уступает бра и люстра, изготовленная во Франции в первой половине XIX века. Люстра на семи цепях сделана в виде чаши с широким ажурным краем и поддоном из матового стекла. К краю крепятся пять витых венков и шесть сидящих крылатых фигур с книгами. Рожки оформлены в виде тритонов с загнутыми хвостами.
Двое каминных часов изготовлены во Франции в ХIХ веке. Одни из них имеют основание в виде каменного параллелепипеда с бронзовой вставкой на передней панели с изображением трех пар путти с атрибутами физики и астрономии. На основании – фигура Каллиопы, опирающаяся рукой на стопку книг по физике и астрономии. Книги лежат на вытянутом параллелепипеде с встроенным в него действующим механизмом. Основание циферблата украшает петух и два факела.
Вторые каминные часы имеют в основании циферблата фигуру льва с шаром. На подставке, декорированной гирляндами и пальметтами, в центральной части располагается женский портрет в венке. Сверху, над циферблатом, – вазон, обрамленный гирляндами.
Судя по надписям на циферблатах, механизмы бронзовых часов во Втором зале делались парижскими часовщиками Peignaz и Meyer. Достойную конкуренцию каминным часам Второго зала составляют настенные часы картушеобразной формы с циферблатом в центре. Украшением часов является навершие в виде вазы и расположенная в основании изящная женская головка, декорированная гирляндами, розеттами, шишками и лентой. Каминные часы эксклюзив интерьера историко-мемориального зала.
Во Втором зале также представлены две вазы в виде кубка из родонита, созданные на Урале в конце XIX века на Екатеринбургской гранильной фабрике.
Родонит традиционно считается русским самоцветом, окутанным насыщенными историями и поверьями.
В зале находится работа неизвестного художника «Возвращение с охоты» (1842).
Вместе с тем следует отметить, что стиль написание произведения, а также имеющиеся на полотне знаки, составленные из соединённых между собой и поставленных рядом начальных букв имени и фамилии можно с определенной степенью вероятности предположить, что автором картины является германский художник Август Фридрих Пехт (02.10.1814–24.04.1903) – исторический живописец и портретист, литограф, а также искусствовед, научный писатель и редактор в области искусствоведения.
Драпировка окон и окраска стен Второго зала, имитирующие полосатые обои, соответствуют периоду конца XVIII – начала ХIХ века.