Главная

Центральный Дом Российской Армии

имени М.В.Фрунзе

 

 

logocdra

 

Бидермайер или идиллия повседневности

Бидермайер (Biedermeier, немецкий) – художественное течение в немецком и австрийском искусстве, главным образом в живописи, графике, оформлении интерьера и декоративно–прикладном искусстве, получившее развитие в 1815–1848 годах, времени относительного затишья в Европе после окончания наполеоновских войн и до революционных событий в Германии 1848–1849 годов.

Рождение и популярность стиля «Бидермайер» – это ответ общества на нестабильную политическую ситуацию в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. Возникло оно именно там, а вот распространилось в Дании, Италии, Франции и Польше.

Бидермайер можно даже узнать на картинах русских художников. Как художественное течение, оно было общеевропейским событием. Иногда бидермайер называют «малым романтизмом», совсем как малых голландцев называют «малыми». Вроде как что–то высокое и возвышенное,но приближенное к обыкновенной реальности. Или же «ранним романтизмом», говоря об изображении действительности без идеальности и возвышенности.

Еще бидермайер часто характеризуют как связующее звено между неоклассицизмом и романтизмом. Происходит преображение роскошного неоклассицизма в более спокойный, умеренный вид. А с романтизмом роднит внимание к прошлому, погружению в семейную и дружескую атмосферу простых жизненных радостей и чувственному изображению обыденности.

Фото 1 Карл Шпицвег Воскресная прогулка

Карл Шпицвег «Воскресная прогулка»

Почему именно стиль «Бидермайер»?

Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готтлиб Бидермейер». В переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер», под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения, что отчасти отражало идеологию провинциального, мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко–австрийской провинции в то время.

«Biederman» – простой человек, простодушный, порядочный. «Maier» – имя. А соединение этих двух слов имеет свою интересную историю, в которую замешаны множество людей. Сначала в 1848 году поэт И. фон Шеффель напечатал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». Потом другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из слов «biederman» и «Maier» придумал себе псевдоним, соединив эти два слова.

В это же время Самуэль Фридрих Заутер, обычный учитель, издает книгу собственных стихотворений. Ее находит друг Людвига Айхродта, берет оттуда несколько стихотворений, прибавляет свои и отсылает всю эту смесь Айхродту. Так, название «Biedermeier» начинает ассоциироваться с школьным учителем из провинции. Почему именно он? А потому что, как писал Айхродт во введении сборника стихов: «Самуэль Фридрих Заутер был образцом скромного бидермана, который довольствовался своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом городке, он умудрялся найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного бытия».

Фото 2 Карл Шпицвег Бедный поэт

Карл Шпицвег «Бедный поэт»

Человек из провинции, тихо проживающий в своем скромном мире. Далеко от шумной городской жизни, в тени деревьев, в окружении небольших домов, есть такой Самуэль Заутер, живет просто, но комфортно, без прикрас, искренне любит свой дом и свое место.

Фото 3 Карл Шпицвег Кактусовый друг

Карл Шпицвег «Кактусовый друг»

Как термин в изобразительном искусстве, стиль «Бидермайер» был упомянут в статье об интерьере в 1894 году, и только в 1922 году П.Ф.Шмидт выделил отдельную главу в книге «Живопись бидермайера».

Бидермайер в интерьере

Бидермайер – это не только про живопись, это и про дизайн интерьера. Интерьер стиля «Бидермайер» – это попытка уйти от величественного и часто неудобного ампира в пользу простого, лаконичного, а главное, удобного и тщательно продуманного помещения.

Фото 4 Интерьер в стиле Бидермайер

Интерьер в стиле «Бидермайер»

И он передавал общее настроение бюргера, его заинтересованность в уютном, практичном и комфортном месте. Тщательное внимание к своему дому, деталям, освещению, предметному миру – все это отражалось в интерьере домов. Это плавные линии, много декоративных деталей, цветы, хорошо продуманное освещение.

Стол круглой формы

И стол, обычно круглой формы, который теперь не просто предмет интерьера,а место, где встречается семья и проводит время.

Фото 6 Общий вид Красной гостиной  Фото 7 Общий вид Красной гостиной                                                    

Общий вид Красной гостиной

Как следствие этого, центром внимания в доме становится гостиная, но это не только жилая комната – она копирует аристократический салон, тем самым демонстрирует показатель благосостояния хозяев дома. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир.

Простота форм, характерная для мебели II половины XIX века компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. Пространство комнаты заставлено большим количеством мебели, которая стремится группироваться в центре, и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.

В мебели стиля «Бидермайер» строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытеснялась более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличались остроумием и оригинальностью. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах. Конструкции отдельных типов мебели отличаются  оригинальностью, практичностью и удобством в быту. Формы типичного дивана в стиле «Бидермайер» напоминают ампирные, только они предельно упрощены и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели. Вообще можно сказать, что стилю «Бидермейер» присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.

Представленная в зале коллекция мебели из красного дерева II половины XIX века, выполненная русскими мастерами в модном в тот период времени стиле «русский модерн», создает образ уютного дома в стилистике «Бидермайер».

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства «Центральный Дом Российской Армии имени М.В.Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации

г. Москва, ул. Суворовская площадь дом 2. ст. 1

(проезд до станции метро «Достоевская»)

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: +7-495-681-52-20

Яндекс.Метрика