Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Красная гостиная Бидермайер или идиллия повседневности
Бидермайер (Biedermeier, немецкий) – художественное течение в немецком и австрийском искусстве, главным образом в живописи, графике, оформлении интерьера и декоративно–прикладном искусстве, получившее развитие в 1815–1848 годах, времени относительного затишья в Европе после окончания наполеоновских войн и до революционных событий в Германии 1848–1849 годов.
Рождение и популярность стиля «Бидермайер» – это ответ общества на нестабильную политическую ситуацию в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. Возникло оно именно там, а вот распространилось в Дании, Италии, Франции и Польше.
Бидермайер можно даже узнать на картинах русских художников. Как художественное течение, оно было общеевропейским событием. Иногда бидермайер называют «малым романтизмом», совсем как малых голландцев называют «малыми». Вроде как что–то высокое и возвышенное,но приближенное к обыкновенной реальности. Или же «ранним романтизмом», говоря об изображении действительности без идеальности и возвышенности.
Еще бидермайер часто характеризуют как связующее звено между неоклассицизмом и романтизмом. Происходит преображение роскошного неоклассицизма в более спокойный, умеренный вид. А с романтизмом роднит внимание к прошлому, погружению в семейную и дружескую атмосферу простых жизненных радостей и чувственному изображению обыденности.
Карл Шпицвег «Воскресная прогулка»
Почему именно стиль «Бидермайер»?
Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готтлиб Бидермейер». В переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер», под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения, что отчасти отражало идеологию провинциального, мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко–австрийской провинции в то время.
«Biederman» – простой человек, простодушный, порядочный. «Maier» – имя. А соединение этих двух слов имеет свою интересную историю, в которую замешаны множество людей. Сначала в 1848 году поэт И. фон Шеффель напечатал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». Потом другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из слов «biederman» и «Maier» придумал себе псевдоним, соединив эти два слова.
В это же время Самуэль Фридрих Заутер, обычный учитель, издает книгу собственных стихотворений. Ее находит друг Людвига Айхродта, берет оттуда несколько стихотворений, прибавляет свои и отсылает всю эту смесь Айхродту. Так, название «Biedermeier» начинает ассоциироваться с школьным учителем из провинции. Почему именно он? А потому что, как писал Айхродт во введении сборника стихов: «Самуэль Фридрих Заутер был образцом скромного бидермана, который довольствовался своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом городке, он умудрялся найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного бытия».
Карл Шпицвег «Бедный поэт»
Человек из провинции, тихо проживающий в своем скромном мире. Далеко от шумной городской жизни, в тени деревьев, в окружении небольших домов, есть такой Самуэль Заутер, живет просто, но комфортно, без прикрас, искренне любит свой дом и свое место.
Карл Шпицвег «Кактусовый друг»
Как термин в изобразительном искусстве, стиль «Бидермайер» был упомянут в статье об интерьере в 1894 году, и только в 1922 году П.Ф.Шмидт выделил отдельную главу в книге «Живопись бидермайера».
Бидермайер в интерьере
Бидермайер – это не только про живопись, это и про дизайн интерьера. Интерьер стиля «Бидермайер» – это попытка уйти от величественного и часто неудобного ампира в пользу простого, лаконичного, а главное, удобного и тщательно продуманного помещения.
Интерьер в стиле «Бидермайер»
И он передавал общее настроение бюргера, его заинтересованность в уютном, практичном и комфортном месте. Тщательное внимание к своему дому, деталям, освещению, предметному миру – все это отражалось в интерьере домов. Это плавные линии, много декоративных деталей, цветы, хорошо продуманное освещение.
Стол круглой формы
И стол, обычно круглой формы, который теперь не просто предмет интерьера,а место, где встречается семья и проводит время.
Общий вид Красной гостиной
Как следствие этого, центром внимания в доме становится гостиная, но это не только жилая комната – она копирует аристократический салон, тем самым демонстрирует показатель благосостояния хозяев дома. Стены красили в светлые тона, в основном в белый, или оклеивали тиснёными обоями – чаще полосатыми. Рисунок мебельной обивки старались сочетать с цветом оконных занавесок. Что касается орнамента, то продолжали использоваться пальметты эпохи ампир.
Простота форм, характерная для мебели II половины XIX века компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. Пространство комнаты заставлено большим количеством мебели, которая стремится группироваться в центре, и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.
В мебели стиля «Бидермайер» строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытеснялась более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличались остроумием и оригинальностью. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах. Конструкции отдельных типов мебели отличаются оригинальностью, практичностью и удобством в быту. Формы типичного дивана в стиле «Бидермайер» напоминают ампирные, только они предельно упрощены и лишены излишней роскоши. Подлокотники и ножки кресел изогнутые, как и у большинства предметов мебели. Вообще можно сказать, что стилю «Бидермейер» присуща эклектичность – он зародился как альтернатива предшествующим эпохам и попытка найти баланс между внешним видом и комфортом.
Представленная в зале коллекция мебели из красного дерева II половины XIX века, выполненная русскими мастерами в модном в тот период времени стиле «русский модерн», создает образ уютного дома в стилистике «Бидермайер».