Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Шестой зал Описание шестого зала Модерн как стиль в истории искусства
Модерн – это стиль в искусстве, зародившийся в конце XIX века, который характеризуется плавными линиями, природными мотивами и приглушенной цветовой гаммой. Основной принцип данного художественного направления в искусстве сформулировал американский архитектор Луис Генри Салливан, смысл которого заключается во фразе: «Функция задает форму», что означает – в основу зданий, мебели и художественных произведений той эпохи вначале закладывали функциональность предмета, а уже потом прорабатывали внешний вид и эстетику.
Родиной направления считается Англия. Основоположником модерна называют английского художника, теоретика искусств Уильяма Морриса, главу движения «Искусства и ремёсла». Идеей У.Морриса и его соратников стало желание доказать художественное превосходство ручного ремесла над массовой промышленностью. По мнению участников движения, фабричное производство убивало эстетику и вкус для создателя и потребителя товара.
Модерн полностью покорил Европу. Во Франции данное направление в искусстве известно как «Ар-нуво»; в США – «Тиффани»; в Германии – «Югендстиль»; в Австрии, Польше, Чехии – «Сецессион».
Модерн стал интеллектуальной рефлексией в искусстве. Историки называют его не просто стилем, а целой эпохой в жизни общества. Благодаря развитию типографского дела, модерн быстро распространялся среди народа через журналы, афиши и плакаты. Работы получали живое обсуждение, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.
Модерн считают переходной фазой от классицизма к современным стилям. Для творцов модерна значение имело все – каждая деталь становилась произведением искусства. С развитием промышленности появилось много новых технологий и материалов: стекло, железобетон, сталь. В стремлении к новому и уникальному искусству авторы объединяли природу, ремесло и культуру. В картинах преобладали цветочные мотивы, в архитектуре – плавные изогнутые линии, в интерьере – природные орнаменты.
Та же тенденция прослеживалась и в производстве мебели данного стиля.Плавные линии и прихотливые изгибы – самый характерный признак стиля модерн.
В интерьере особняков и доходных домов эпохи модерна отсутствовал визуальный шум. Продумывалась каждая деталь: плинтус, комнатные растения, сувениры на полках. Пространство использовалось рационально: каждая деталь казалась уместной. Типичный интерьер в стиле модерн включал в себя следующие черты:
– приглушенные и пастельные тона текстиля;
– деревянная мебель плавной формы, но без лишних изгибов; много стекла: бра, вазы, торшеры, зеркала;
– горизонтальные поверхности без мелких элементов декора.
Что касается цвета дерева, то материалом для мебели служили сандал, ореховое дерево и тропический махагони — дерево красного цвета. К началу XX века весьма популярными были светлые породы – клен, груша, береза. Входят в моду клен «птичий глаз», березовый и ореховый кап, а также другие породы, отличающиеся сложным рисунком древесины, а также окраска под такие породы. Среди них карельская береза и тополь.
Кресла, диваны и стулья обладали закругленными ножками и подлокотниками. Изгибы, завитки, волны и другие плавные линии создавали видимость движения. Мастера старались не использовать прямые линии и острые углы. Преимущество отдавали криволинейным формам
Декораторы уделяли внимание каждой мелочи: даже уголки шкафов обладали узором или плавной функциональной формой. Один из видных представителей мебельного ремесла – Луи Мажорель. Француз умело подражал стилю природы и использовал для украшения формы лилии, чертополоха, стрекозы.
На подушках и покрывалах вышивались цветы, бабочки и птицы.
Временные рамки модерна заканчиваются Первой мировой войной. После нее в Европе временно прервалось развитие искусства. Изящество теряет свою актуальность и модерн уступает место постмодернизму.