Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Шестой зал Описание шестого зала Уникальность русского модерна
«Новый стиль» или «Русский модерн» – так чаще всего называли в России данное направление в искусстве – ассоциируется с «Русскими сезонами» Сергея Павловича Дягилева (19.03.1872–19.08.1929) – самыми известными русскими театральными гастролями начала XX века.
«Мимолетный» – именно так окрестили модерн современники. Он, и правда, не задержался в России надолго. Появился в 1890-е и просуществовал в различных вариациях до 1914 года (Первой мировой войны), при этом дав название целой эпохе.
Русский модерн сумел выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни городов и провинций – от внешнего облика зданий до предметов быта: мебели, часов, светильников, а также одежды, ювелирных украшений, афиш и даже открыток.
В России эпоха развития модерна совпала с Серебряным веком в литературе и, как уже отмечалось, «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в балете. Оба культурных явления ставили эксперименты и уходили
от многолетних традиций. Танец, музыка, костюмы и декорации подавались как единая форма искусства – в этом заключалась характерная черта «Русского модерна». Также в России выпускался свой журнал, посвященный новым веяниям, – «Мир искусства» (основатель Сергей Дягилев совместно с художниками Александром Бенуа, Игорем Грабарем, Борисом Кустодиевым и Николаем Рерихом). Новая творческая площадка объединила тех, кто устал от академизма.
Благодаря развитию типографского дела, модерн быстро распространялся среди народа через журналы, афиши и плакаты. Работы получали живое обсуждение, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.
Русский модерн, хотя и имел немало общих черт с западноевропейским – уход от углов и прямых линий, предпочтение плавных, подчеркнутое внимание к растительным мотивам, интерес к новым технологиям
в архитектуре, подъем прикладного искусства, – носил выраженный национальный характер.
Крупнейшим проявлением национального характера стала Всемирная выставка 1900 года в Париже. Русский павильон был призван покорить публику самобытностью русской национальной культуры:
Павильон России на Всемирной Елена Дмитриевна Поленова,
выставке в Париже, 1900 год 1890 год
В подготовке русского павильона участвовали Елена Поленова (русская художница, график, живописец, мастер декоративного дизайна, одна из первых художников–иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве. младшая сестра живописца Василия Дмитриевича Поленова) и Мария Якунчикова, проект создавался Виктором Васнецовым и Михаилом Врубелем, а архитектурное решение принадлежало Александру Головину и Константину Коровину. Главным среди зданий, выстроенных для экспонатов, считался Павильон русских окраин по проекту архитектора Роберта–Фридриха Мельцера в стиле московского Кремля. Он имел вид русского городка, чудом выросшего в Париже.
Важное для эстетики модерна – понятие «стилизация», без которого не обходится ни одна статья об особенностях стиля, еще в 1890-х годах вошло в обиход благодаря художнице Елене Поленовой, искавшей приемы «эстетической трансформации натуры».
«В нашем русском орнаменте мне удалось подметить одну черту, которой я не встречала у других народов. Это пользование не одними геометрическими сочетаниями, всегда несколько суховатыми, но и более живыми мотивами, навеянными впечатлениями природы, т.е. стилизацией растений и животных, например, разработка листа, цветка, рыбы, птицы», – писала Е.Д.Поленова.
Кресло Диван Кресло
«Искать вдохновение в природе – есть общее начало искусства, общее всему человечеству, – вторил ей один из современников в 1901 году. – Но как личность художника отражается в его творчестве, также отражаются в творчестве целого народа те особенности, которые свойственны его расе, его быту, его историческому прошлому». Благо, простор для этого – необъятный.
В залах музейного пространства представлены картины художников–представителей нового русского стиля: Константина Коровина и Василия Поленова.
Картина Поленова ВД. Коровина Коровина К.А.
«Золотая осень» «Весенний день»
Для творцов модерна значение имело все – каждая деталь становилась произведением искусства. Та же тенденция прослеживалась и в производстве мебели нового стиля.
Русская мебель конца XIX–начала XX веков – явление сложное разнообразное. Одна из ее особенностей – подчеркнутая простота, предвещавшая новое искусство близкого будущего, и противоположная ей иррациональность, сложность, очевидная уникальность. Оба эти явления были, несмотря на свою противоположность, разными сторонами одного и того же процесса – поисков путей к созданию единой художественной среды. Своеобразие предметного убранства русского интерьера выражалось не только в национально–романтическом варианте модерна, опиравшегося на национальные художественные традиции. Не менее характерно для него и то стилистическое разнообразие, которое было типично только для русской мебели и не встречалось в такой мере ни в одной другой стране.
Шкафчик по эскизу Кресло мебельной мануфактуры Столовая в доме
Е.Д.Поленовой, братьев Мельцеров, Мамонтовых по проекту
начало XX века конец XIX века Е.Д.Поленовой
Что касается цвета дерева, то к началу XX века весьма популярными были светлые породы – клен, груша, береза. Входят в моду клен «птичий глаз», березовый и ореховый кап, а также другие породы, отличающиеся сложным рисунком древесины, а также окраска под такие породы.