Главная Структура Отдел культуры Историко-мемориальный зал Шестой зал Описание шестого зала Художественная бронза Адольфа Морана
В экспозиции Шестого зала музея представлен уникальный экспонат, по праву заслуживающий особе внимание – это скульптурная группа «Укрощение дикой лошади», изготовленная по модели известного скульптура Е.Лансере на фабрике А.Морана (г.Санкт–Петербург) в начале XX века.
Уникальность данного бронзового изделия состоит не только в высокохудожественном исполнении мастерами фабрики задумки скульптора, но и в том, что в советский период нашей истории бронза Морана вручалась, как ценный подарок за особые заслуги, о чём свидетельствует соответствующая надпись:
Сам создатель и владелец бронзового производства, А.Моран, покинул Россию в 1892 году, оставив значительный след в истории русской бронзы. Адольфу Морану, живописцу, являвшемуся французским подданным, было суждено создать собственное дело в России. В 1840–е годы он работал бронзовщиком на заводе известного фабриканта Ф.Шопена. Но уже в 1849 году открыл собственную мастерскую. В 1850–е годы предприимчивый молодой человек, купец второй гильдии, объединился с купцами Эмилем Яковлевичем Генке и Константином Дмитриевичем Плеске с целью расширения собственного производства.
На фабрике А.Морана уже через несколько лет с момента основания работало более 300 человек, а само производство было максимально механизировано и организовано с применением самых передовых для того времени технологий.
В процессе отливки была задействована паровая машина, что позволяло выпускать продукцию на сумму более 220 тыс. рублей серебром.
Запись в справочной книге купцов Санкт-Петербурга, 1871 год
Так как в тот период успех бронзолитейного производства был напрямую связан с правительственными заказами, процветали только те фабрики, которые могли получать дорогостоящие заказы для украшения дворцов, храмов, парков. Фабрике А.Морана не только удавалось успешно обеспечивать себя такими заказами, но и качественно выполнить их, что стало причиной процветания и популярности предприятия.
Имея достаточный опыт в бронзолитейном производстве, А.Моран сумел в короткие сроки поставить завод на широкую ногу. Фабрика изготавливала роскошные люстры, фонтаны, часы и чернильницы, а также множество других художественных изделий из бронзы.
Наиболее известными работами Товарищества были гигантские люстры для петербуржского Исаакиевского собора, двери для храма Христа Спасителя, бронзовые памятники русским царям и великолепные люстры для некоторых дворцов.
Так, одна из первых люстр для Эрмитажа, созданная в 1889 году, до сих пор освещает музей и является его достоянием, с которым обращаются очень бережно.
Хотя А.Моран был подданным Франции и позже был вынужден покинуть Россию, не получив российского гражданства, грандиозные бронзовые изделия он отливал по формам российских скульпторов. Это противоречило канонам существовавшей в период моды ориентироваться на западные образцы, но позволило задать отечественное направление в монументальной скульптуре.
За свои значительные работы А.Моран получил почетный титул поставщика бронзы для Императорского двора.
Тем не менее, добившись успеха и признания, в 1892 году А.Моран вернулся во Францию, передав фабрику Сергею Генриховичу Гоне. Примерно год спустя, во владение заводом вступил его брат Г.А.Гоне.
Еще в 1898 году в справочнике «Весь Санкт-Петербург» в категории бронзы и меди С.Г. Гоне числился владельцем завода, который он назвал «Моран А. и преемники». В 1907 году фабрика вновь сменила владельца и перешла к профессиональному бронзовщику и управляющему заводом Э.П.Гакеру, который руководил заводом вплоть до Великой русской революции.
КАБИНЕТНАЯ БРОНЗА А.Морана
На фабрике с 70–х годов XIX века в производстве особо выделялась кабинетная (или камерная бронза).
Высокохудожественная продукция представляла значительный интерес для состоятельных горожан. Считалось очень модным и престижным обустроить рабочий кабинет бронзовыми часами, чернильницами, подсвечниками или затейливыми скульптурами.
На фабрике не только внедряли новейшие технологии, но и сделали ставку на оригинальность работ.
Современники писали о фабриканте, что самым дорогим в его изделиях является оригинальность, самобытность работ, созданных по эскизам и моделям русских художников–скульпторов Е.А.Лансере, А.Л.Обера, Н.И.Либериха, РР.Баха и многих других мастеров.
Пепельница «Голова лошади». Скульптор Е.А.Лансере, 1886.
Камерная пластика по работам русских скульпторов составляла львиную долю продукции завода. Производство кабинетной бронзы не было дешевым удовольствием, так как только самому скульптору нужно было заплатить приличную по тем временам сумму.Так, за многофигурную форму, отлитую знаменитым Е.А.Лансере, литейщику приходилось платить по пятьсот–шестьсот рублей. Для сравнения: изготовление звезды ордена Александра Невского с бриллиантами обходилось в три тысячи рублей.
«Курящий черкес». Е.А.Лансере, 1870.
В настоящее время кабинетная скульптура, отлитая на заводе А.Морана, является показателем вкуса, престижа и достатка, как и в XIX веке. Бронза фабрики А.Морана сохранилась не только в государственных музеях и частных коллекциях. Завод отлил порядка семидесяти памятников из сукрасной бронзы, которые в дальнейшем были размещены по всей России. Это памятник писателю Н.В.Гоголю в Москве, памятники композитору М.И.Глинке, мореплавателю И.Ф.Крузенштерну, императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге, художнику И.К.Айвазовскому в Феодосии и многим другим известным российским деятелям.