Экспозицию Шестого зала открывают парные скульптуры «Юноша, усмиряющий коня» – копии «Коней Марли» французского скульптора Гийома Кусту, выполненные из бронзы во Франции в конце XIX века.
Мраморная скульптурная группа «Укротители коней» создана в 1740–1745 годах Гийомом Кусту Старшим (1677–1746) – известным французским скульптором первой половины XVIII века, работавшим
над убранством дворцов и парков Версаля, Марли, Тюильри и Трианона.
Скульптуры были заказаны Людовиком XV для украшения террасы замка Марли (пригород Парижа), ставшие известными в дальнейшем как «кони Марли». Основу композиции составили фигуры обнаженных юношей, сдерживающих вздыбившихся коней.
Начало темы усмирения природной силы уходит в древнегреческую мифологию, к братьям Диоскурам. Ими были Кастор и Полидевк (второе имя – Поллукс), которые участвовали в спасении Елены, путешествовали с аргонавтами и участвовали во многих сражениях.
И так, обо всём по порядку. Женой царя Спарты Тиндарея была прекрасная Леда. По всей Греции славилась она своей дивной красотой. Зевс не устоял и сделал Леду своей женой. От этого союза родились двое детей: прекрасная, как богиня, дочь Елена и сын, великий герой Полидевк. От Тиндарея у Леды тоже было двое детей: дочь Клитемнестра и сын Кастор.
Полидевк получил от своего отца бессмертие, а брат его Кастор был обычным смертным. Оба они были великими героями Греции. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве править колесницей и смирять самых неукротимых коней. Полидевк же был искуснейшим кулачным бойцом, не знавшим поражений.
Во многих подвигах героев Греции участвовали братья Диоскуры. Участвовали в походе аргонавтов, калидонской охоте, возвратили свою сестру, похищенную Елену. Они всегда были вместе, самая искренняя дружба связывала братьев. После смерти Кастора в бою Полидевк взмолился о том, чтобы его воссоединили с братом. В награду за столь искреннюю братскую любовь Зевс поместил образ Диоскуров на небо в созвездие Близнецов.
Став символом братской любви, они вдохновляют человечество чтить это великое чувство – дружбу.
Данный мифологические сюжет стал источником вдохновения для Гийома Кусту Старшего.
Произведение скульптора проникнуто барочной динамикой и экспрессией: напряжённая динамика, сложность контура, живописное богатство форм, размах и сила движения, великолепно переданное ощущение борьбы и сопротивления. Выразительные черты французского барокко у Г.Кусту подчинены строгой организованности ритма, цельности общего впечатления.
В этом проявлены основы индивидуального стиля художника, восходящего к «большому стилю» второй половины XVII века, эпохи «Короля-Солнце», в котором органично сосуществовали элементы барокко и классицизма.
В стремлении к правдивому изображению фигур, в динамичной композиции Кусту отступает от принципов условного парадного искусства. Эти скульптуры наделены той жизнеутверждающей грацией, которая станет основой пластического стиля в последующие века. Создав всклокоченные гривы и развевающиеся хвосты, скульптор придал мраморной группе стремительную выразительность. Его произведение прославляет необузданную дикую стихию, которую человек способен усмирить.
В 1795 году по предложению художника Давида скульптуры укротителей коней были перенесены на площадь Согласия (при въезде на Елисейские поля).
В 1984 году скульптуры, сильно пострадавшие от сырости, городской копоти и выхлопных газов, были перенесены в Лувр, где находятся в настоящее время. На их месте были установлены точные копии из более долговечного материала на основе мраморного порошка.
В своём творчестве эту тему использовали величайшие художники в разные времена – от Ренессанса до нового времени: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенс, а также и наш Пётр Ка́рлович Клодт (Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург), когда создавал скульптурные группы «Укрощение коня человеком» на Аничковом мосту в Санкт–Петербурге.